|
|
Древнейшие нумерации. Часть 3.
|
|
|
|
|
|
    «Мысль выражать все числа девятью знаками, придавая им, кроме значения по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно понять, насколько она удивительна. Как нелегко было прийти к этому методу, мы видим на примере величайших гениев греческой учености Архимеда и Аполлония, от которых эта мысль осталась скрытой»
П.Лаплас
|
|
|
|
Первые позиционные системы счисления
Шестидесятиричная (вавилонская) система
|
|
Здравствуйте мои дорогие!
 
  Сегодня у нас последний урок по древним системам записи чисел. Вы уже заметили, что запись чисел в алфавитной нумерации более короткая, чем в иероглифической. Но выполнять арифметические действия с такими числами очень сложно. Все вы, решая мои задачки, сначала переводили числа в привычную вам десятичную систему счисления и только потом складывали и вычитали.
   Этого недостатка нет у позиционных систем. Древние шумеры первыми догадались приписывать цифрам разные величины в зависимости от того, какую позицию они занимают в записи числа. От них эта система перешла к вавилонянам.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
   Кроме вавилонской шестидесятеричной системы, позиционные системы существовали у других народов. Например, индейцы племени майя пользовались системой сразу с двумя основаниями - 5 и 20. А первая десятичная позиционная система появилась в Индии.
    Некоторые племена использовали для счета только четыре пальца одной руки, однако при этом учитывали, что каждый палец состоит из трех фаланг, т.е. имели в распоряжении 12 объектов счета. Так возникла дюжина, которая была широко распространена в Европе и в России. Еще древние римляне пользовались двенадцатиричными дробями. Дюжина дюжин называлась гросс, а дюжина гроссов  масса. 12 - старинный и едва не победивший соперник числа 10 в борьбе за почетный пост основания системы счисления.
 
|
|
|
|
Домашнее задание.
 
1. Следы 60-ричной и 12-ричной систем счисления  сохранились до наших дней.
    Приведите примеры этого (1-2 балла).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. На рисунке приведены цифры индейцев племени
     майя.
     Определите, какие числа записаны ниже
     (1-3 балла):
а) ;     б) ;      в)  .
|
|
3. Какие числа здесь записаны (1-2 балла):
а) ;    б)
 
4. Найдите сумму и разность чисел
        и        .
Попробуйте сосчитать в вавилонской системе (столбиком :-)), а в десятичную систему переводите только для проверки (1-3 балла):
 
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Силантий принесет мне Ваши ответы
|
|
|